Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 21.07.2017, 19:33

МБОУ "СОШ № 2" Коркинского муниципального района

Меню
Категории раздела
Наш опрос
Комфортно ли Вы чувствуете себя в школе?
Всего ответов: 940

Заседание педклуба «Содружества»

Тема: Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
Дата проведения: 9.11.2009г
План проведения
1. Современный урок и образовательные технологии
2. Традиционные технологии в образовании: плюсы и минусы
По первому и второму вопросу выступала Е.Л. Цыцаркина, которая остановилась на вопросах планирования методической работы в школе в этом учебном году. Центральным вопросом является вопрос о современных образовательных технологиях.
"Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно”

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
• школа является важнейшим фактором развития личности;
• школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
• систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. (Из журнала «ЗАВУЧ»)
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях). Каковы возможности – реальные и потенциальные - педагогических технологий в образовательном процессе? Невозможно ввести педагогические технологии в учебный процесс только одним волевым решением сверху.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.
Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
• традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
• игровые технологии;
• тестовые технологии;
• модульно-блочные технологии;
• интегральные технологии и т.п.;
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
• от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
• от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
I. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1.1. Педагогика сотрудничества.
1.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
1.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .
II. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
2.1. Игровые технологии
2.2. Проблемное обучение
2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
2.5. Технология развития критического мышления
2.6. Исследовательская технология
3.1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
3.2. Технологии уровневой дифференциации
3.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .
3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).
3.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
3.6. Технология программированного обучения
3.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
3.8. Групповые технологии.
3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
VI. Альтернативные технологии.
6.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
6.2. Технология свободного труда (С.Френе)
6.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).
6.4. Технология мастерских.
VII. Технологии развивающего обучения.
7.1. Общие основы технологий развивающего обучения.
7.2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
7.3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
7.4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
7.5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
7.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
8 традиционные технологии
Из предложенного списка выберите те технологии, которые, на ваш взгляд, используете вы на своих уроках.
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Учитель владеет методикой классического обучения, которая целенаправленно осваивалась в педагогическом вузе; которой подчинено всё программно- методическое обеспечение – учебники, программы, методические рекомендации, наглядные пособия и т.д. Новые педагогические технологии пока ещё слабо подкреплены методически и организационно, а также соответствующей профессиональной подготовкой педагога.
Затрудняет взаимодействие и настрой учителя: «Наша зарплата ничтожная!»

Сопоставление традиционных и современных технологий.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционных технологий.
Плюсы и минусы традиционных технологий (две команды)
Нападающие – защитники
(образцы выступлений)
Плюсы:
  • Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
  • наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
  • На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
  • на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.
  • Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Минусы:
  • Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
  • Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
  • Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
  • Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
  • Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
  • Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
  • Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
  • При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть.
Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность , открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Так что же для нас современный урок ?
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Решение:
1. Принять информацию к сведению
2. Подготовить семинар по теме «Технология развития критического мышления и технология творческих мастерских как одно из современных направлений формирования современного человека». Отв. Руководители ШМО истории и обществознания и русского языка и литературы Попова Е.А. и Стерлигова И.А.

Секретарь Е.М. Кузнецова



Поиск
...
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz